Главная / Статьи / Судебная практика по ст 16 фз о свободе совести и

Судебная практика по ст 16 фз о свободе совести и

Оглавление:

Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О свободе совести и о религиозных объединениях»


Федеральным от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст.

4465; 2000, N 14, ст. 1430; 2002, N 12, ст. 1093; 2002, N 30, ст. 3029; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 29, ст.

3122; 2008, N 9, ст. 813; N 30, ст.

3616; 2010, N 49, ст. 6424; 2011, N 27, ст. 3880; 2013, N 23, ст. 2877; N 27, ст. 3477; 2014, N 43, ст. 5800; 2015, N 1, ст.

58; N 14, ст. 2020; N 17, ст.

2478; N 29, ст. 4387; N 48, ст.

6707; 2016, N 14, ст. 1906; N 28, ст. 4558); Согласно Федерального закона от 26 сентября 1997 г.

N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Федеральный закон N 125-ФЗ) религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Федеральным от 26 сентября 1997 г.

N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2000, N 14, ст. 1430; 2002, N 12, ст.

1093; 2002, N 30, ст. 3029; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 29, ст.

3122; 2008, N 9, ст. 813; N 30, ст. 3616; 2010, N 49, ст. 6424; 2011, N 27, ст.

3880; 2013, N 23, ст. 2877; N 27, ст. 3477; 2014, N 43, ст. 5800; 2015, N 1, ст. 58; N 14, ст. 2020; N 17, ст. 2478; N 29, ст. 4387; N 48, ст. 6707; 2016, N 14, ст. 1906; N 28, ст. 4558); Европейский Суд установил, что «. закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривает, что единственной санкцией, которую российские суды могут использовать в отношении религиозных организаций, нарушающих закон, является принудительная ликвидация.

закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривает, что единственной санкцией, которую российские суды могут использовать в отношении религиозных организаций, нарушающих закон, является принудительная ликвидация. Закон не предусматривает возможности выдачи предупреждения или наложения штрафа. Решение о ликвидации можно было бы применять без разбора, независимо от тяжести нарушения.

Вынося решение о ликвидации организации-заявителя, российские суды

Постановление Конституционного Суда РФ от 05.12.2012 N 30-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации»

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИменем Российской ФедерацииПОСТАНОВЛЕНИЕот 5 декабря 2012 г.

N 30-ППО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 5 СТАТЬИ 16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СВОБОДЕСОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ» И ПУНКТА 5 СТАТЬИ 19ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН «О СВОБОДЕ СОВЕСТИИ О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ» В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙУПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИКонституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М.

Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А.

Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П.

Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,руководствуясь Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях».Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Хохряковой, В.Г. Ярославцева,руководствуясь Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях».Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Российской Федерации оспариваемые в жалобе законоположения.Заслушав сообщение судьи-докладчика С.М. Казанцева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерацииустановил:1.

Согласно пункту 5 статьи 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, проводимые вне культовых зданий и сооружений и относящихся к ним территорий, иных мест, предоставленных религиозным организациям для этих целей, вне мест паломничества, учреждений и предприятий религиозных организаций, кладбищ и крематориев, а также жилых помещений, осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

Обзор судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26 Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2019)

УтвержденПрезидиумом Верховного СудаРоссийской Федерации26 июня 2019 г.ОБЗОРСУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 5.26 «НАРУШЕНИЕЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СВОБОДЕ СОВЕСТИ, СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯИ О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ» КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХВ соответствии с Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними .Право на свободу совести и религии признается международно-правовыми актами, являющимися составной частью правовой системы Российской Федерации (ст.

18 Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод).Религиозная свобода, являясь одной из важнейших форм духовно-нравственного самоопределения личности и внутренним делом каждого, не может ограничиваться исключительно пространством личной (частной) жизни и получает свою реализацию во внешней сфере, в том числе в массовых коллективных формах . Поэтому свобода совести и вероисповедания неразрывно связана с другими правами и свободами, закрепленными Российской Федерации, прежде всего с правом каждого на объединение .——————————— См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2012 г.

N 30-П

«По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона «

О свободе совести и о религиозных объединениях» и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации».Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются Федеральным от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».Право

ВС обобщил практику привлечения к ответственности за нарушения законодательства о свободе совести

04 Июля 2019 Фотобанк Лори Мнения адвокатов в отношении представленных в обзоре правовых позиций разошлись.

Один из них полагает, что документ станет хорошим ориентиром для правоприменителей. По мнению другого, появление в обзоре слова «секта» укрепляет позиции тех, кто считает его использование в нормативно-правовых актах и процессуальных документах оправданным. Третий адвокат с сожалением отметил, что несмотря на отсутствие правового определения данного термина он с завидной регулярностью продолжает использоваться для обоснования нарушения прав на свободу вероисповедания.
Третий адвокат с сожалением отметил, что несмотря на отсутствие правового определения данного термина он с завидной регулярностью продолжает использоваться для обоснования нарушения прав на свободу вероисповедания.

Верховный Суд опубликовал практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.26 КоАП, утвержденный Президиумом ВС 26 июня.

Документ содержит 9 правовых позиций по вопросам привлечения к ответственности за нарушения законодательства о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях. В обзоре отмечается, что право на свободу совести и религии признается международно-правовыми актами (ст.

18 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод) и неразрывно связано с конституционными правами и свободами, прежде всего правом на объединение (ст. 30 Конституции РФ). Данное право, указал ВС, может быть ограничено законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.

2 ст. 3 Закона о свободе совести).

В документе указано, что судебная практика по данной категории дел с 2016 по 2021 г.

была изучена Судом в рамках выполнения поручений Президента РФ от 20 февраля 2019 г. № Пр-233 по итогам заседания СПЧ, о чем ранее «АГ».

Как следует из обобщенных 550 судебных актов, при рассмотрении таких дел судьи учитывают, в том числе, правовые позиции Конституционного Суда РФ и ЕСПЧ. В большинстве случаев к участию в судопроизводстве привлекаются

Постановление Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2012 г. N 30-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации»

Анонсы 7 сентября 2021 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

20 сентября 2021 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца. 13 декабря 2012 Обзор документа Чтобы провести публичное религиозное мероприятие вне специально отведенных для этого мест, нужно уведомлять уполномоченные органы?

Оспариваются положения Закона о свободе совести и о религиозных объединениях.

Согласно данным законоположениям публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, проводимые вне культовых зданий или сооружений и других предусмотренных законом мест, осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

Заявитель пояснил, что порядок проведения митингов, шествий и демонстраций требует предварительного уведомления. Тем самым оспариваемые положения возлагают данную обязанность и на организаторов публичного религиозного мероприятия. Такое правовое регулирование, по мнению заявителя, представляет собой излишнее вмешательство государства в реализацию гражданами прав на свободу вероисповедания и свободу собираться мирно и без оружия.

КС РФ пояснил следующее. В связи с проведением публичного религиозного мероприятия не исключается потенциальная опасность нарушения общественного порядка, а следовательно, причинения ущерба нравственному и физическому здоровью граждан. Это требует должного контроля со стороны органов публичной власти.

Статья 16. Религиозные обряды и церемонии

1.

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).2. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются:в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;в местах паломничества;на кладбищах и в крематориях;в жилых помещениях.3.
Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются:в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;в местах паломничества;на кладбищах и в крематориях;в жилых помещениях.3. Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды и церемонии в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.

В учреждениях, исполняющих наказания, проведение религиозных обрядов, церемоний и личных встреч осуществляется с соблюдением требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.Проведение религиозных обрядов и церемоний в помещениях мест содержания под стражей

ВС обобщил практику привлечения к ответственности за нарушения законодательства о свободе совести

04 Июля 2019 Фотобанк Лори Мнения адвокатов в отношении представленных в обзоре правовых позиций разошлись. Один из них полагает, что документ станет хорошим ориентиром для правоприменителей. По мнению другого, появление в обзоре слова «секта» укрепляет позиции тех, кто считает его использование в нормативно-правовых актах и процессуальных документах оправданным.

Третий адвокат с сожалением отметил, что несмотря на отсутствие правового определения данного термина он с завидной регулярностью продолжает использоваться для обоснования нарушения прав на свободу вероисповедания.

Верховный Суд опубликовал практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.26 КоАП, утвержденный Президиумом ВС 26 июня.

Документ содержит 9 правовых позиций по вопросам привлечения к ответственности за нарушения законодательства о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях.

В обзоре отмечается, что право на свободу совести и религии признается международно-правовыми актами (ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст.

9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод) и неразрывно связано с конституционными правами и свободами, прежде всего правом на объединение (ст. 30 Конституции РФ). Данное право, указал ВС, может быть ограничено законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 3 Закона о свободе совести).

В документе указано, что судебная практика по данной категории дел с 2016 по 2021 г. была изучена Судом в рамках выполнения поручений Президента РФ от 20 февраля 2019 г. № Пр-233 по итогам заседания СПЧ, о чем ранее «АГ».

Как следует из обобщенных 550 судебных актов, при рассмотрении таких дел судьи учитывают, в том числе, правовые позиции Конституционного Суда РФ и ЕСПЧ. В большинстве случаев к участию в судопроизводстве привлекаются

Постановление Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2012 г. N 30-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации»

Именем Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.

Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И.

Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М.

Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А.

Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева, руководствуясь статьей 125 () Конституции Российской Федерации, , и , , , , , , , и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Хохряковой, В.Г. Ярославцева, руководствуясь статьей 125 () Конституции Российской Федерации, , и , , , , , , , и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях». Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Российской Федерации оспариваемые в жалобе законоположения.

Заслушав сообщение судьи-докладчика С.М.

Казанцева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил: 1.

Согласно Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, проводимые вне культовых зданий и сооружений и относящихся к ним территорий, иных мест, предоставленных религиозным организациям для этих целей, вне мест паломничества, учреждений и предприятий религиозных организаций, кладбищ и крематориев, а также жилых помещений, осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций. Закона Республики Татарстан от 14 июля 1999 года N 2279 «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривается, что публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, проводимые вне культовых зданий и сооружений и относящихся к ним территорий, иных мест, предоставленных религиозным организациям для этих целей, вне мест религиозного почитания, учреждений и предприятий религиозных организаций, кладбищ и крематориев, а также жилых помещений, осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций (в редакции, действовавшей до Закона Республики Татарстан от 4 августа 2012 года N 64-ЗРТ, — в порядке, установленном для массовых мероприятий на территории Республики Татарстан). 1.1.

Постановление Конституционного Суда РФ от 05.12.2012 N 30-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации»

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕот 5 декабря 2012 г.

N 30-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 5 СТАТЬИ 16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СВОБОДЕСОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ» И ПУНКТА 5 СТАТЬИ 19ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН «О СВОБОДЕ СОВЕСТИИ О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ» В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙУПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И.

Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А.

Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П.

Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,руководствуясь Конституции Российской Федерации, , и , , , , , , , и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях».Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Российской Федерации оспариваемые в жалобе законоположения.Заслушав сообщение судьи-докладчика С.М. Казанцева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил: 1.

Согласно пункту 5 статьи 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, проводимые вне культовых зданий и сооружений и относящихся к ним территорий, иных мест, предоставленных религиозным организациям для этих целей, вне мест паломничества,

«Обзор судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (утв.

Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2019)

УтвержденПрезидиумом Верховного СудаРоссийской Федерации26 июня 2019 г. ОБЗОРСУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 5.26

«НАРУШЕНИЕЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СВОБОДЕ СОВЕСТИ, СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯИ О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ»

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В соответствии с Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними .Право на свободу совести и религии признается международно-правовыми актами, являющимися составной частью правовой системы Российской Федерации ( Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод).Религиозная свобода, являясь одной из важнейших форм духовно-нравственного самоопределения личности и внутренним делом каждого, не может ограничиваться исключительно пространством личной (частной) жизни и получает свою реализацию во внешней сфере, в том числе в массовых коллективных формах . Поэтому свобода совести и вероисповедания неразрывно связана с другими правами и свободами, закрепленными Российской Федерации, прежде всего с правом каждого на объединение .——————————— См.: Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2012 г.

N 30-П

«По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона «

О свободе совести и о религиозных объединениях» и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации». Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются Федеральным от 26 сентября 1997 г.

N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».Право человека

Постановление Конституционного Суда РФ от 03.11.2020 N 45-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 8 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобой религиозной организации Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) «Слово жизни» Долгопрудный»

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕот 3 ноября 2020 г.

N 45-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИЧАСТИ 3 СТАТЬИ 5.26 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ПУНКТА 8 СТАТЬИ 8ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХОБЪЕДИНЕНИЯХ» В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИЦЕРКОВЬ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ (ПЯТИДЕСЯТНИКОВ) «СЛОВОЖИЗНИ» ДОЛГОПРУДНЫЙ Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А.

Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н.

Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,руководствуясь Конституции Российской Федерации, , и , , , , , , , и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности КоАП Российской Федерации и Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба религиозной организации Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) «Слово жизни» Долгопрудный.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Российской Федерации оспариваемые заявителем законоположения.Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Н. Кокотова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил: 1. КоАП Российской Федерации предусматривает, что осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией литературы, печатных,

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 г.

N 30-П г. Санкт-Петербург «по делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации»

Именем Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М.

Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, C.

П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д.

Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева, руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47 [1] , 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые в жалобе законоположения.

Заслушав сообщение судьи-докладчика С.М.

Казанцева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил: 1.