Главная / Статьи / Порядок постановки на кадастровый учет земельного участка

Порядок постановки на кадастровый учет земельного участка

Порядок постановки на кадастровый учет земельного участка

Оглавление:

Как снять с кадастрового учета земельный участок


Земельный участок вам нужно снять с кадастрового учета в случае, если из него (из них) образуются один или несколько новых участков. Кроме того, если ранее на кадастровый учет была поставлена часть земельного участка, например, для ее передачи в аренду, ее нужно снять с учета, если аренда прекращается.

Для снятия с кадастрового учета земельного участка или его части вам нужно подготовить заявление, комплект необходимых документов и подать их в Росреестр удобным для вас способом.
Проведение снятия с кадастрового учета земельного участка подтверждается выпиской из ЕГРН Снять с кадастрового учета нужно:

  • исходный земельный участок (участки),из которого образуется один или несколько новых участков.

В данном случае одновременно будет проводиться (Закона о госрегистрации недвижимости): — снятие с учета исходного земельного участка и прекращение на него прав; — постановка на кадастровый учет и регистрация прав на новые участки.

С заявлением о постановке на кадастровый учет и госрегистрации прав на новые участки должен обратиться собственник исходного объекта недвижимости (названного Закона).
Поэтому считаем, что он же одновременно должен подать и заявление о снятии с кадастрового учета исходного земельного участка и прекращении на него прав;

  • часть земельного участка, которая ранее была поставлена на кадастровый учет, например, для ее передачи в аренду (, указанного Закона).

В зависимости от ситуации вам нужно подать одно из следующих заявлений: — только о госрегистрации прекращения ограничения (обременения) на часть земельного участка, если оно зарегистрировано.

В этом случае заявление о снятии части участка с кадастрового учета подавать не нужно, это сделают автоматически (, Закона о госрегистрации недвижимости); — только о снятии части участка с кадастрового учета, если ограничение или обременение не зарегистрировано (названного Закона).

Без вашего участия снимаются с учета, в частности (, , указанного Закона):

  • часть земельного участка, поставленная на кадастровый учет до 1 января 2013 г.

Границы ранее учтенных земельных участков

Одной из важнейших нерешенных проблем на современном этапе развития земельно-имущественных отношений является отсутствие информации в ЕГРН о границах ранее учтенных земельных участков, которые предоставлялись гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства в соответствии с законом о частной собственности на землю, принятым в 90-е годы. То есть межевание (Описание местоположения границ)указанных земельных участков не было проведено.

Описание местоположения границ земельного участка является одним из основных сведений, позволяющих определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи. Требования современного законодательства, говорит о необходимости государственного учета и регистрации прав на объекты недвижимого имущества, в том числе с точки зрения актуализации сведений о характеристиках объекта недвижимости.
Требования современного законодательства, говорит о необходимости государственного учета и регистрации прав на объекты недвижимого имущества, в том числе с точки зрения актуализации сведений о характеристиках объекта недвижимости.

Основная масса вопросов, касающихся процедуры уточнения границ участка, урегулирована Федеральными законами № 218 «О государственной регистрации недвижимости» и № 221 «О кадастровой деятельности». Рассмотрена важность устранения «белых пятен в кадастре» — в виде земельных участков без установленных границ, количество которых, при современном уровне развития кадастровой сферы, постепенно должно сводиться к нулю. Как известно, в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о земельных участках, которые имеют статус «ранее учтенный».

Т.е. это земельные участки, государственный кадастровый учет которых был осуществлен до вступления в силу закона о кадастре, и земельные участки, государственный кадастровый учет которых не был осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены. Сведения о ранее учтенных земельных участках, с принятием Федерального закона «О ГКН», были внесены в государственный кадастр недвижимости — на основании инвентаризационных описей, то есть границы участков так и не были установлены в соответствии с действующим законодательством и установленных координат не имеют.

О кадастровом учете земельных участков, занятых линейными объектами

Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъектам Российской Федерации ФГУ «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации В адрес Роснедвижимости поступают многочисленные обращения от юридических лиц, заинтересованных в кадастровом учете земельных участков, на которых расположены отдельные типы сооружений линейных объектов, такие как опоры воздушных линий связи и электропередачи, наземные сооружения кабельных линий связи и электропередачи, трубопроводного транспорта и другие подобные сооружения и объекты (далее – земельные участки, на которых расположены отдельные типы сооружений). В соответствии с ч. 10 ст. 25 «О государственном кадастре недвижимости» (далее – закон о кадастре недвижимости) определено, что особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков (далее – особенности кадастрового учета) могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ Разработка нормативного правового акта, устанавливающего особенности кадастрового учета, запланирована Минэкономразвития России в апреле 2009 года. В этой связи Роснедвижимость направляет разъяснения по вопросу оформления документов, необходимых для кадастрового учета земельных участков, на которых расположены отдельные типы сооружений.

Частью 1 ст. 24 закона о кадастре недвижимости предусмотрена возможность постановки на кадастровый учет нескольких одновременно образованных объектов недвижимости на основании одного заявления о кадастровом учете.

В соответствии с п. 5 Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных , для всех земельных участков, образующихся одновременно

Статья 14. Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции.

Ситуации, связанные со ст. 14Арбитражные споры:- Заявитель не согласен с отказом в постановке недвижимости на кадастровый учет- Заявитель не согласен с отказом в регистрации права собственности на землю- Заявитель не согласен с отказом в регистрации договора долевого участия в строительстве, допсоглашения к нему- Заявитель не согласен с отказом в регистрации права хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования- Заявитель не согласен с отказом в регистрации (приостановкой регистрации) права (доли в праве) собственности на недвижимость (кроме земли)См. все ситуации, связанные со ст. 14Споры в суде общей юрисдикции:- Покупатель хочет обязать продавца передать ему право собственности на недвижимость- Покупатель хочет признать незаконным отказ Росреестра зарегистрировать переход права собственности на недвижимость- Одаряемый оспаривает отказ в госрегистрации перехода права собственности на недвижимость (даритель умер после подачи документов на госрегистрацию)См.

все ситуации, связанные со ст. 14 1. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании , за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.2.

14 1. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании , за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.2. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права

Ранее учтенные объекты: постановка на кадастровый учет и регистрация прав

К ранее учтенным объектам недвижимости относятся: — объекты, которые учтены в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) до 1 марта 2008 (01.03.2008 –начало действия в новой редакции Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ «О кадастровой деятельности»); -объекты, которые не учтены в ЕГРН, при этом права на них зарегистрированы в ЕГРН, не прекращены и они имеет условный номер; — объекты, права на которые возникли независимо от момента государственной регистрации в ЕГРН, то есть вследствие обстоятельств, указанных в законе, например, на основании нотариально удостоверенных договоров, заключенных до 01.01.1999 (с этого времени на территории Республики Тыва начал работать орган регистрации прав), договоры приватизации жилых помещений, заключенные сроком до 31 мая 2001, справок о полном внесении членом соответствующего кооператива его паевого взноса за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом этому лицу; свидетельств на право пожизненного наследуемого владения земельными участками, на основании выписок из похозяйственных книг на земельные участки, распорядительных актов органов местного самоуправления об отводе земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования либо на праве пожизненного наследуемого владения, вынесенных до 30 октября 2001 (с этого времени начал действовать Земельный кодекс РФ). Регистрация прав на объекты недвижимости, права на которые возникли в силу закона, обязательна только в том случае, если происходит переход права на такие объекты недвижимости, например, при продаже, дарении, либо в случае регистрации ограничений и обременений прав на них, например, при регистрации залога, аренды.

С заявлением о внесении сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости может обратиться любое заинтересованное лицо, сведения о ранее учтенном объекте недвижимости вносятся в ЕГРН бесплатно, однако регистрация прав на ранее учтенные

Статья 15. Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции.

Ситуации, связанные со ст. 15Арбитражные споры:- Заявитель не согласен с отказом в снятии недвижимости (объекта, учтенного в качестве таковой) с кадастрового учета- Заявитель не согласен с отказом в регистрации (приостановкой регистрации) права (доли в праве) собственности на недвижимость (кроме земли)- Арендодатель хочет обязать арендатора зарегистрировать договор, заключенный на срок не менее года- Арендатор хочет обязать арендодателя зарегистрировать договор аренды нежилого помещения, заключенный на срок не менее годаСпоры в суде общей юрисдикции:- Покупатель хочет обязать продавца передать ему право собственности на земельный участок- Покупатель хочет обязать продавца передать ему право собственности на недвижимость- Покупатель хочет признать незаконным отказ Росреестра зарегистрировать переход права собственности на недвижимость- Одаряемый хочет обязать зарегистрировать переход права собственности на недвижимость при уклонении дарителя от госрегистрации 1. При осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению:1) собственника земельного участка, либо лица, которому земельный участок принадлежит на ином праве, если в соответствии с видом или видами разрешенного использования земельного участка допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, либо лица, использующего земельный участок на условиях сервитута, публичного сервитута, либо лица, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или

Статья 41.

Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу Перспективы и риски арбитражных споров.

Ситуации, связанные со ст. 41- Заявитель не согласен с отказом в регистрации обременения сельскохозяйственной земли- Заявитель не согласен с отказом в регистрации права хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования 1. В случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.(часть 1 в ред.

Федерального от 03.07.2016 N 315-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)КонсультантПлюс: примечание.С 28.10.2021 в ч. 1.1 ст. 41 вносятся изменения ( от 30.04.2021 N 120-ФЗ).

См. будущую редакцию.1.1. При разделе машино-мест или при изменении границ между смежными машино-местами не допускается образование машино-места площадью, не соответствующей установленным органом нормативно-правового регулирования требованиям к минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места.(часть 1.1 введена Федеральным от 03.07.2016 N 315-ФЗ)2. В случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав.(в ред.

Федерального от 30.04.2021 N 120-ФЗ)(см.

Необходимые документы

1. Внесение сведений о ранее учтенном земельном участке: — заявление о включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости; — документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если заявление представляется его представителем; — документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); — правоустанавливающий (правоудостоверяющий) документ на земельный участок: свидетельство о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения»; «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей»; № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»; на ранее учтенный объект недвижимости; государственный акт, удостоверяющий право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленный в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 № 493 свидетельство на право собственности на землю, оформленное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 документ, содержащий решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданный уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания; выписка из похозяйственной книги,

Статья 19. Порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков

1.

Государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. 2. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению , заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.

3. Указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должны быть надлежащим образом оформлены.

См. оформления кадастрового плана земельного участка, утвержденные Росземкадастром 10 апреля 2001 г., а также оформления кадастрового плана территории для расчета кадастровой стоимости земельных участков, утвержденные Росземкадастром 5 марта 2004 г. См. к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденные Росземкадастра от 2 октября 2002 г.

N П/327 4. Не подлежат приему для проведения государственного кадастрового учета земельных участков документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова или иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание. Росземкадастра от 13 июня 2001 г. N П/115 утверждены к оформлению заявок о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет 5.

Получение заявок о проведении государственного кадастрового учета земельных участков подтверждается соответствующими записями в книге учета документов и выдачей заявителям расписок о получении соответствующих документов. См. к оформлению расписок о получении документов, представленных для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, утвержденные Росземкадастром 10 апреля 2001 г.

6.

Как поставить на государственный кадастровый учет земельный участок?

Поставить земельный участок на кадастровый учет необходимо для того, чтобы зарегистрировать права на него. Это следует из ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

При образовании земельного участка государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образованный земельный участок осуществляются одновременно. В целях постановки земельного участка на кадастровый учет необходимо обратиться к кадастровому инженеру для подготовки .

Согласно Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» межевой план является результатом кадастровых работ, выполняемых по договору подряда на выполнение кадастровых работ.

В орган регистрации прав нужно представить следующие документы: 1) документ, удостоверяющий личность; 2) о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки; 3) правоудостоверяющий документ на земельный участок; 4) межевой план земельного участка; За государственную регистрацию права собственности необходимо уплатить госпошлину.

Представление документа об ее уплате вместе с заявлением не требуется.

Заявитель вправе сделать это по собственной инициативе. Однако при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления орган регистрации прав возвратит заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения .

Заявление и необходимые документы можно представить в орган регистрации прав одним из следующих способов: — через МФЦ; — почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении; — в форме электронных документов через Интернет, например посредством официального сайта Росреестра. Постановка на кадастровый учет и государственная регистрация земельных

Порядок постановки на кадастровый учет и регистрации прав на индивидуальные жилые и садовые дома

Порядок постановки на кадастровый учет и регистрации прав на индивидуальные жилые дома, садовые дома Упрощенный порядок государственной регистрации прав на некоторые объекты недвижимости, получивший название «дачная амнистия», начал действовать с 1 сентября 2006 года, действует уже более 14 лет и продлевался много раз.Учитывая социальную значимость и темпы индивидуального жилищного и садового строительства, с целью упрощения оформления прав на такие объекты недвижимости принят закон о продлении «дачной амнистии», а также о ее возобновлении для индивидуальных жилых домов сроком до 1 марта 2026 года.

Федеральным законом от 08.12.2020 N 404-ФЗ

«О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «

О государственной регистрации недвижимости» и статью 16 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №404-ФЗ),вступившим в силу с 19.12.2020, внесены поправки и расширено действие «дачной амнистии».

Ранее под «дачную амнистию» подпадали садовые дома и хозяйственные постройки на участках, предоставленных для садоводства и дачного хозяйства. На землях для индивидуального жилищного строительства или для личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов требовалось направлять в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) и об окончании строительства (реконструкции). Теперь же в упрощенном порядке можно оформить права собственности на дом и на землях, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.При этом, чтобы не допустить строительства на участках, не соответствующих требованиям к объектам индивидуального жилищного строительства, законом предусмотрено, что возводимое здание должно соответствовать параметрам индивидуального дома, определенным Градостроительным кодексом — отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров.

Алгоритм постановки земельного участка на кадастровый учет

– процедура регистрации в Едином государственном реестре объекта недвижимости, с указанием его индивидуальных характеристик. Проще говоря, собственники земельных участков, зданий и сооружений должны поставить недвижимость на кадастровый учет для получения свидетельства о собственности и дальнейшего распоряжения имуществом.

Процедура выполняется для:

  1. наделения его признаками товара (для дальнейшей продажи или обмена);
  2. присвоения ему индивидуального кадастрового номера;
  3. подтверждения его существования;
  4. подтверждения прекращения его существования.

Содержание Абсолютно любые сделки, касающиеся объекта недвижимости, требуют обязательного условия: существование имущества должно быть признано государством, а значит, зарегистрировано в Едином реестре. Постановка земельного участка на кадастровый учет дает собственнику следующие преимущества:

  1. право на продажу, обмен или дарение имущества;
  2. установление четких границ участка.
  3. фиксацию прав собственности на объект недвижимости;

Действующее законодательство допускает владение земельным участком, не зарегистрированным в Росреестре, однако строительство и проведение коммуникаций на его территории в этом случае недопустимы.

На государственном уровне кадастровый учет земельных участков необходим для сбора, консолидации, анализа информации и ведения статистики использования земельных ресурсов на территории РФ.

К основным нормативно-правовым актам, регламентирующим порядок постановки недвижимого имущества на кадастровый учет, относятся:

  • от от 24.07.2007
  • ;
  • ;
  • от 28.02.2018.

Законодательные акты и постановления, касающиеся земельного кадастра, постоянно претерпевают изменения.

Постановка на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Интересная цитата из судебного решения Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Суд отказал в удовлетворении требований жилищно-строительного кооператива о признании незаконным бездействия департамента городского имущества субъекта РФ по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме; о признании недействительным распоряжения департамента об утверждении проекта межевания территории земельного квартала; об обязании департамента сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок.

Как указал суд, в силу ч. 4 ст.

43 Градостроительного кодекса РФ при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности.

В данном случае проект межевания разработан и утвержден в соответствии с действующим законодательством, следовательно, границы рассматриваемого и смежных к нему земельных участков установлены уполномоченным органом с учетом действующего законодательства и баланса интересов землепользователей в рамках соответствующего квартала.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Шаг 3.