Главная / Статьи / Кодекс административного судопроизводства комментарии

Кодекс административного судопроизводства комментарии

Оглавление:

КАС РФ Статья 45. Права и обязанности лиц, участвующих в деле

  1. Статья 45. Права и обязанности лиц, участвующих в деле

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 1. Лица, участвующие в деле, имеют право:1) знакомиться с материалами административного дела, делать выписки из них и снимать с них копии;2) заявлять отводы;3) представлять доказательства, до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными в том числе по инициативе суда, участвовать в исследовании доказательств;4) задавать вопросы другим участникам судебного процесса;5) заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, с протоколом судебного заседания, результатами аудио- и (или) видеопротоколирования хода судебного заседания, если такое протоколирование осуществлялось, и представлять письменные замечания к протоколу и в отношении результатов аудио- и (или) видеопротоколирования;6) давать объяснения суду в устной и письменной форме;7) приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам;8) возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;9) знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, о принятых по данному административному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа;10) знакомиться с особым мнением судьи по административному делу;11) обжаловать судебные акты в части, касающейся их прав, свобод и законных интересов;12) пользоваться другими процессуальными правами, предоставленными настоящим Кодексом.2. Административное исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в , установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».(часть 2 в ред.

Федерального от 23.06.2016 N 220-ФЗ)

КАС РФ Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд

  1. Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 1.

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.1.1. Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.(часть 1.1 введена Федеральным от 28.11.2018 N 451-ФЗ)2. Административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.(в ред.

Федерального от 05.12.2017 N 380-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)3.

Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.4.

КАС РФ Статья 320. Содержание кассационных жалобы, представления

  1. Статья 320. Содержание кассационных жалобы, представления

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 1. Кассационные жалоба, представление должны содержать:1) наименование суда, в который они подаются;2) наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего жалобу, представление, его адрес или место жительства и процессуальное положение в административном деле;(в ред.

Федерального от 28.11.2018 N 451-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или адрес;(в ред.

Федерального от 28.11.2018 N 451-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)4) указание на суды, рассматривавшие административное дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и сведения о содержании принятых ими решений;5) номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на судебные акты, которые обжалуются;(п.

5 в ред. Федерального от 28.11.2018 N 451-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)6) указание на то, в чем, по мнению лица, подавшего жалобу, представление, состоят основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов;(п. 6 в ред. Федерального от 28.11.2018 N 451-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)7) просьбу лица, подающего жалобу, представление.2.

текст в предыдущей редакции)7) просьбу лица, подающего жалобу, представление.2.

В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в административном деле, должно быть указано, какие права, свободы и законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.3. Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано на принятое по жалобе, представлению решение.4.

Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К кассационной жалобе, поданной представителем, прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя, и иные документы, предусмотренные настоящего Кодекса.

Кассационное представление должно быть подписано прокурором, указанным в настоящего Кодекса.5.

КАС РФ Статья 49. Эксперт

  1. Статья 49. Эксперт

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 1. Экспертом является лицо, которое обладает специальными знаниями и которому в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, поручено провести экспертизу и дать заключение по вопросам, поставленным перед ним и требующим специальных знаний, в целях выяснения обстоятельств по конкретному административному делу.2.

Эксперт обязан по вызову суда явиться в суд, провести полное исследование объектов, документов и материалов, дать обоснованное и объективное заключение в письменной форме, отражающее ход и результаты проведенных им исследований.3. Если эксперт не может явиться в суд по вызову, он обязан заблаговременно известить об этом суд с указанием причин неявки.4. Эксперт обязан провести экспертизу вне судебного заседания, если это необходимо по характеру исследований либо невозможно или затруднительно доставить объекты, документы или материалы для исследования в судебном заседании, и в установленный в определении суда срок представить в суд обоснованное и объективное заключение в письменной форме, отражающее ход и результаты проведенных им исследований.

Эксперт обязан явиться по вызову суда для личного участия в судебном заседании и ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением.5.

Эксперт обязан обеспечить сохранность предоставленных ему объектов исследования, документов и материалов административного дела и возвратить их в суд вместе с заключением или сообщением о невозможности дать заключение. Если проведение экспертизы связано с полным или частичным уничтожением объектов исследования либо с существенным изменением его свойств, эксперт должен получить на это разрешение суда в виде определения.6. Эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы, вступать в личные контакты с участниками судебного процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе административного

КАС РФ Статья 125.

Форма и содержание административного искового заявления

  1. Статья 125. Форма и содержание административного искового заявления

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 125 КАС РФ- Истец не согласен с оставлением иска без движения 1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.2.

Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;(в ред. Федерального от 28.11.2018 N 451-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин,

КАС РФ Статья 226. Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

  1. Статья 226. Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 1.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца, а Верховным Судом Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.2.

Административные дела об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования рассматриваются судом в течение десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд.(в ред.
Административные дела об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования рассматриваются судом в течение десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд.(в ред.

Федерального от 05.12.2017 N 380-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)3.

Утратил силу. — Федеральный от 28.11.2018 N 451-ФЗ.(см. текст в предыдущей редакции)4.

Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, рассматриваются судом в течение десяти дней со дня поступления соответствующего административного искового заявления.

Административные

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерацииот 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ 29 июня, 30 декабря 2015 г., 15 февраля, 5 апреля, 2, 23, 28 июня, 3 июля 2016 г., 28 марта, 1, 28 мая, 29 июля, 5, 28 декабря 2017 г., 19, 29 июля, 28 ноября, 27 декабря 2022 г., 26 июля, 2, 27 декабря 2019 г., 31 июля, 8 декабря 2020 г., 30 апреля, 1 июля 2022 г.

Принят Государственной Думой 20 февраля 2015 года Одобрен Советом Федерации 25 февраля 2015 года О введении в действие настоящего Кодекса см. от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ См.

комментарии к настоящему Кодексу Президент Российской Федерации В. Путин Москва, Кремль 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ В Кодексе урегулирован порядок осуществления ВС РФ и судами общей юрисдикции административного судопроизводства (по делам об оспаривании нормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных и муниципальных органов и должностных лиц и пр.).

N 21-ФЗ В Кодексе урегулирован порядок осуществления ВС РФ и судами общей юрисдикции административного судопроизводства (по делам об оспаривании нормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных и муниципальных органов и должностных лиц и пр.).

В отличие от гражданского судопроизводства в Кодексе сделан акцент на активную роль суда при разрешении административных дел.

Это обусловлено неравным положением сторон в таких делах. В частности, при необходимости суд может сам истребовать доказательства; проверяя законность нормативно-правовых актов, решений, действий (бездействия) — выйти за пределы оснований и доводов заявленных требований. Предусмотрены гарантии объективности процесса и обеспечения равных процессуальных возможностей гражданина и государства.

Так, определяются категории дел, которые рассматриваются судом первой инстанции коллегиально. При оспаривании нормативно-правовых актов в суде субъекта Федерации предусмотрено обязательное участие представителя гражданина, если сам истец не имеет юридического образования. Обязателен представитель гражданина и при рассмотрении дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар.

В Кодексе четко определена подведомственность дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Они рассматриваются Конституционным Судом РФ, судами

КАС РФ Статья 180. Содержание решения суда

  1. Статья 180. Содержание решения суда

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 1.

Решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.2. В вводной части решения суда должны быть указаны:1) номер административного дела;2) дата и место принятия решения суда;3) наименование суда, принявшего решение;4) состав суда;5) сведения о сторонах, других лицах, участвующих в деле, об их представителях, о помощнике судьи, секретаре судебного заседания, об иных участниках судебного процесса, о предмете административного иска.(в ред. Федерального от 29.07.2018 N 265-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)3.

Описательная часть решения суда должна содержать изложение требований административного истца, возражений административного ответчика, мнения других лиц, участвующих в деле.4. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны:1) обстоятельства административного дела, установленные судом;2) доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах;3) доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства;4) нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, а также обоснования по вопросам, указанным в настоящей статьи.

В мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки на постановления и решения Европейского Суда по правам человека, решения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденные Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности.(п.

4 в ред. Федерального от 28.11.2018 N 451-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)5.
В случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный

ВС представил правовые позиции по вопросам административного судопроизводства

23 Мая 2019 Фотобанк Лори Наибольший интерес экспертов «АГ» вызвали разъяснения, касающиеся принятия судами административных исков к производству.

Двое адвокатов полагают, что данные правовые позиции позволят исключить нарушение принципов равенства перед законом и судом и ограничение права на судебную защиту, а также помогут сократить количество необоснованных отказов в принятии исков судами. По мнению третьего эксперта, позиция ВС вызывает ряд вопросов.

По мнению третьего эксперта, позиция ВС вызывает ряд вопросов. , 24 апреля Президиум Верховного Суда РФ утвердил судебной практики № 1 за 2019 г., который содержит 52 правовые позиции судебных коллегий и два разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике.

В обзор также вошли шесть правовых позиций Коллегии по административным делам. По мнению адвоката АП г. Москвы Анны Минушкиной, обобщенные правовые позиции по административным делам имеют важное значение, поскольку КАС РФ является достаточно новым нормативно-правовым актом и практика его применения до настоящего времени вызывает множество вопросов, требующих разъяснений и дополнений.

Частнопрактикующий юрист Кирилл Кравченко считает наиболее интересными с практической точки зрения разъяснения, содержащиеся в п. 41–44 обзора. Так, в п. 41 указано, что исключение из региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда одного жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в указанную программу, законодательством не предусмотрено и свидетельствует о нарушении прав граждан, являющихся собственниками данного помещения и имеющих право выбора способа обеспечения своих жилищных прав ( ВС от 6 февраля 2019 г. по делу № 2-АПГ18-19). Как отметил Кирилл Кравченко, из определения следует, что собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных ВС способов обеспечения жилищных прав.

«Чтобы ответить на вопрос, насколько правильной является такая позиция, необходимо обратить внимание на Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2003 г.

№ 6-П, из абз. 1 п. 3 которого

КАС РФ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Кодекса

  1. Статья 1. Предмет регулирования настоящего Кодекса

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 1.

Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также — суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.(в ред. Федерального от 05.04.2016 N 103-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)2.

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;1.1) об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;(п. 1.1 введен Федеральным от 15.02.2016 N 18-ФЗ)2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;2.1) о присуждении за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении;(п.

2.1 введен Федеральным от 27.12.2019 N 494-ФЗ)3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;4) об оспаривании решений, действий (бездействия)

ВС разъяснил применение норм КАС РФ в кассации

09 Июля 2020 Фото: «Адвокатская газета» Ранее одна из адвокатов назвала документ подробным и предположила, что это связано с большим количеством ошибок, которые допускаются как судом, так и сторонами в ходе кассационного обжалования по новым правилам. Второй предположил, что кассационные суды общей юрисдикции со временем станут неотъемлемой частью гражданского и административного правосудия по аналогии с окружными судами в арбитражном процессе. Третий указал, что обжалование определения о восстановлении пропущенного срока отдельно от основного судебного акта разгрузит судебную систему.

9 июля Пленум Верховного Суда РФ в режиме веб-конференции принял о применении судами норм КАС РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции. По сравнению с проектом документ содержит незначительные изменения. В связи с принятием постановления признаны не подлежащими применению п.

84 и 85 Пленума ВС от 27 сентября 2016 г.

№ 36

«О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

.

адвокат МКА «Правовой эксперт» , называя проект постановления подробным, предположила, что это связано с большим количеством ошибок, которые допускаются как судом, так и сторонами в ходе кассационного обжалования по новым правилам.

Согласно п. 2 документа правом кассационного обжалования обладают лица, участвующие в деле, и другие лица, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами, в том числе лица, не привлеченные к участию в деле в судах первой и апелляционной инстанций, если судебным актом разрешен вопрос об их правах и обязанностях (ч.

1 ст. 318, п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС). Судебные акты по административному делу могут быть обжалованы в кассационном порядке не только лицом, по жалобе (представлению) которого дело рассматривалось апелляцией, но и другими лицами, участвующими в деле, не подававшими апелляционную жалобу (представление), а также лицами, не привлеченными к участию в деле в судах первой и апелляционной

КАС РФ Статья 220.

Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

  1. Статья 220. Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 220 КАС РФ- Истец не согласен с оставлением иска без движения 1. Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным , и настоящего Кодекса.(в ред.

Федерального от 23.06.2016 N 220-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)2.