Главная / Статьи / Как вличет бизнес и государство

Как вличет бизнес и государство

Как вличет бизнес и государство

Оглавление:

Крупный бизнес в путинской России: старые и новые источники влияния на власть Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»


Крупный бизнес в путинской России: старые и новые источники влияния на власть И.А. МАТВЕЕВ* *Илья Александрович Матвеев — кандидат политических наук, доцент, факультет сравнительных политических исследований, Северо-Западный институт управления РАНХиГС. Адрес: 199178, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 57/43. E-mail: Цитирование: Матвеев И.А.

(2019) Крупный бизнес в путинской России: старые и новые источники влияния на власть // Мир России. Т. 28. № 1. С. 54-74. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-1-54-74 В научной литературе преобладает точка зрения, согласно которой российский крупный бизнес в путинский период оказался полностью подчинен власти, что выражается, в частности, в полном запрете на поддержку оппозиции и принудительном финансировании важных для государства проектов. Однако стремительный рост числа российских миллиардеров и их совокупного состояния в 2000-2010-е годы указывает на формирование в России политической и институциональной среды, благоприятной для крупного бизнеса.

В настоящей статье утверждается, что картина политического влияния крупных собственников остается неполной без учета таких факторов, как структурная власть бизнеса (зависимость государства от экономических решений, принимаемых крупными компаниями), информационная асимметрия между государством и капиталом (преимущество крупных компаний в области информации и экспертизы), а также инструментальная власть бизнеса (формальные и неформальные каналы влияния). Если в 1990-е годы российский крупный бизнес обладал крайне высокой инструментальной, но низкой структурной властью, то в 2000-е и 2010-е годы на первый план выходит именно структурная зависимость государства от капитала: руководство страны проводит политику, выгодную крупным собственникам, с целью поддержать уровень инвестиций и экономического роста. В то же время у крупного бизнеса появляются новые каналы неформального влияния на власть, такие как сближение с бизнесменами из путинского ближнего круга.

Согласно

Посткризисное управление: как пандемия изменит мир, государство и бизнес

США придется выбирать, насколько угроза потери человеческих жизней и экономического потенциала может сдвинуть к централизации общественную систему, исторически сформировавшуюся как децентрализованная. Сдвижка эта будет происходить вне зависимости от воли отдельных групп или политиков. Меры по ограничению перемещения, контроль за населением при помощи гаджетов, внедрение системы распознавания лиц и частичный отказ от принципов неприкосновенности частной жизни и информации о ней — то, чем придется поступиться и перенять от конкурента, Китая, чтобы выжить.

Россия имеет свою традицию взаимодействия государства, населения и бизнеса, и она ближе к централизованной модели. Реакция российского государства на распространяющуюся эпидемию была быстрой и вполне адекватной. Как в случае с любым большим кризисом, многих вещей остро не хватает, но со временем централизованная система найдет выход.

Читайте на РБК Pro Жизнь уже никогда не будет такой, как до коронавируса, многие реалии изменятся во всем мире.

Основных изменений пять. Вместо задач экономического развития через достижение максимальной эффективности в международном товарном обмене на первое место выйдет протекционизм и локализация производственных цепочек с максимальной добавленной стоимостью на национальной территории. Прочность цепочки поставок становится важнее эффективности ее частей. Быстро произойдет реальная цифровизация — все, что можно перевести в цифру и сделать удаленно, будет переведено в ближайшее время.

Бумажные контракты и совещания на тридцать человек с личным присутствием уже ушли в прошлое. На корпоративном уровне произойдет возврат к фундаментальным правилам ведения бизнеса: бизнес должен приносить прибыль, закредитованный бизнес уязвим и в долгосрочной перспективе ненадежен, запасы ликвидности важнее желания все оптимизировать.
На корпоративном уровне произойдет возврат к фундаментальным правилам ведения бизнеса: бизнес должен приносить прибыль, закредитованный бизнес уязвим и в долгосрочной перспективе ненадежен, запасы ликвидности важнее желания все оптимизировать.

Эпоха, когда стартапы хвалились своим cash burning rate, ушла в прошлое.

Cash is the king, как и сто лет назад. Произойдет изменение

Бизнес и политика

9 57 0 17786 09 июня 2015 15:42 Государство – это орган, выполняющий регулирующие и координирующие функции. Оно задает стратегические ориентиры экономического развития и социальной сферы, создает благоприятные условия для развития бизнеса, способствует повышению экономической эффективности.

Государство разрабатывает и внедряет в экономику проекты национального масштаба. Интересуется ли государство бизнесом отдельно взятых компаний?

Или для него все коммерческие предприятия равны?

Использует ли бизнес политику в своих интересах, а государство в качестве инструмента для решения своих частных задач? Однозначного ответа быть не может. Едва ли найдется государственный чиновник или бизнесмен, способный однозначно расставить все точки над «и».
Но мы попытаемся!

находятся в тесных взаимоотношениях.

Эта тема весьма широка, имеет обширную историю. Ее рассматривают с разных точек зрения, каждая из которых верна (или НЕ верна) по-своему. Государство заинтересовано в том, чтобы у граждан, проживающих на территории страны, неуклонно росло . Государство обязано заботиться о безопасности и надежности предпринимательской деятельности и следить за соблюдением таких принципов, как «», «гарантия выполнения договоров» и «прозрачность правоотношений».

Государство обязано заботиться о безопасности и надежности предпринимательской деятельности и следить за соблюдением таких принципов, как «», «гарантия выполнения договоров» и «прозрачность правоотношений».

Ранее считалось, что политика не должна вмешиваться в дела частных компаний, а государство обязано играть роль защитника прав бизнесменов. Но с развитием и укреплением капитализма этот вопрос потерял свою однозначность, стал острым и злободневным. Сейчас существуют предпринимательские объединения, негласно считающиеся монополистами.

Они захватывают рынки, поднимают цены и тем самым наносят ущерб государству и обществу (народу) в целом. Возможности рыночного механизма, увы, не безграничны, хоть и наделены массой достоинств. Можно выделить множество областей, где не действует , вернее, она должна действовать, но вследствие коррупции или чего бы то ни было еще она не срабатывает.

Государство и крупный бизнес: проблемы взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Н.С. Суркова ГОСУДАРСТВО И КРУПНЫЙ БИЗНЕС: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Рассматриваются проблемы взаимодействия государства и крупного бизнеса. В эволюции взаимоотношений государства и бизнеса в России прослеживается определенная закономерность, в соответствии с которой этапы сближения субъектов взаимодействия чередуются с этапами их взаимного удаления.

Так, пиком сближения после президентских выборов 1996 г. стал приход ведущих представителей элиты российского бизнеса на командные позиции в структуре исполнительной власти. За этим периодом последовало новое восстановление дистанции с осени 1997 г. Можно говорить о наличии определенных циклов, которым подчиняются взаимоотношения государства с бизнесом.
Можно говорить о наличии определенных циклов, которым подчиняются взаимоотношения государства с бизнесом. Однако основополагающие принципы этих взаимоотношений, которые входят составной частью в идеологическую и политическую идентичность нового российского государства, никогда не подвергались сомнению.

Анализ взаимоотношений власти и крупных компаний выделяет два смежных вопроса: получение прибыли субъектами, действующими на стороне бизнеса и государства, и реализация промышленной политики. Спрос со стороны отечественного бизнеса на государственную поддержку обусловлен растущей глобальной конкуренцией.

Органы же государственной власти, в свою очередь, заинтересованы в развитии крупного бизнеса, поскольку он обеспечивает рост экономики и, соответственно, способствует повышению уровня жизни населения. Рассматривая отношения государства и российских компаний, необходимо учитывать историю создания активов, которыми располагают компании. Большая часть их возникла в условиях административной системы, где решения принимались исходя из критериев эффективности, свойственной этой системе.

Предприятия создавались как часть «единой фабрики», поэтому российская переходная экономика унаследовала от командного периода безальтернативность поставщика и покупателя — фактически двухстороннюю монополию как типичную структуру рынка [1. С. 125]. При формально государственной собственности контроль

Взаимодействие власти и бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ Моисеев Владимир Викторович д-р ист.

наук, ФГБОУ ВПО «Белгородский государственный технологический университет имени В.

Г. Шухова», г. Белгород, Российская Федерация ORCID ID: 0000-0002-9036-3889 e-mail: Ницевич Виктор Францевич д-р полит.

наук, г. Москва, Российская Федерация ORCID ID: 0000-0002-1668-3067 e-mail: Судоргин Олег Анатольевич д-р полит. наук, ФГБОУ ИВО

«Московский государственный гуманитарно-экономический университет»

, г. Москва, Российская Федерация ORCID ID: 0000-0001-7670-7238 e-mail: УДК 327 JEL H19 DOI 10.26425/2309-3633-2019-1-77-85 Получено25.02.2019 Одобрено 27.03.2019 Опубликовано 18.04.2019 Received 25.02.2019 Approved 27.03.2019 Published 18.04.2019 Взаимодействие власти и бизнеса в России Аннотация Для успешной реализации грандиозных социально-экономических целей, изложенных в Послании и майском (2018 г.) Указе Президента В.

В. Путина, в том числе войти в топ-5 крупнейших экономик мира, уменьшить уровень бедности у 10 млн россиян, необходимо, по мнению авторов, создать комфортные условия для ведения бизнеса в нашей стране, снизить, а по возможности искоренить рейдерство и коррупцию. Это очень сложная задача, и ее невозможно решить без тесного взаимодействия власти и бизнеса.

Цель статьи — исследование проблем взаимодействия бизнеса и власти в свете майского (2018 г.) указа главы государства о прорывном социально-экономическом развитии нашей страны. Чтобы изучить проблемы взаимоотношений бизнеса и власти в России, авторы проанализировали как положительные аспекты, так и недостатки в этой области, в основном связанные с коррупцией, лоббизмом, уголовным преследованием предпринимателей и т. д. Для раскрытия основных аспектов темы использованы также сравнительный, институциональный, статистический и функциональный методы анализа.

Применение институционального метода позволило проанализировать роль высшего российского руководства и других органов власти в реализации экономической политики, организации взаимодействия власти и бизнеса.

Россия: государство и бизнес

20.11.2015 | Игорь Бунин, Алексей Макаркин В современной России бизнес тесно переплетен с политической сферой.

Только форматы участия бизнеса в политике носили на различных этапах истории принципиально разный характер.

Вначале бизнес играл активную роль, вытесняя государство с его позиций в ходе своей бурной экспансии, а затем уже государство стало брать реванш, укрепляя свои позиции не только в политике, но и на рынке. В настоящее время, несмотря на рост экономической турбулентности и масштабные изменения внешнеполитического позиционирования России, государство остается основным актором российской политики и экономики – и вряд ли в ближайшее время ситуация принципиально изменится.

В настоящее время, несмотря на рост экономической турбулентности и масштабные изменения внешнеполитического позиционирования России, государство остается основным актором российской политики и экономики – и вряд ли в ближайшее время ситуация принципиально изменится. Можно выделить несколько этапов развития бизнеса в России за период существования в стране рыночной экономики[1].

Первый этап – 1987-1996 годы – становление бизнеса, начавшееся еще в советское время.

В этот период сформировался слой предпринимателей, который комплектовался из самых разных источников – от научных сотрудников до бывших партийных и комсомольских функционеров, от заводских инженеров до так называемых «теневиков», занимавшихся нелегальным бизнесом еще до горбачевской перестройки.

Можно выделить мейнстримный тип нового бизнесмена – это человек, которому было тесно в строго иерархической советской системе.

Это «лиминальные» личности (от латинского līmen — порог, пороговая величина), то есть находившиеся в переходном состоянии, менее, чем их коллеги, связанные с традиционными иерархическими структурами и готовые к трансформациям, в том числе связанным с риском потери социального статуса, «заработанного» в советское время.

Например, аспиранту было легче уйти в бизнес, чем профессору.

Все это происходило в условиях неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры (в том числе низких нефтяных цен), которая нанесла сильнейший удар по традиционным секторам экономики, но в то же время дала шанс новым отраслям, которые были порождены рынком – от банковского и медийного бизнеса. «Драйв» в этих сферах носил высокий характер – зарабатывание денег сочеталось с самореализацией.

Второй этап – 1996-2000 годы.

2020-Политические факторы, влияющие на бизнес

4 января 20202,8 тыс. прочитали8,4 тыс. просмотров публикацииУникальные посетители страницы2,8 тыс. прочитали до концаЭто 34% от открывших публикацию2 минуты — среднее время чтения Существует много внешних факторов, которые могут повлиять на ваш бизнес.

Для менеджеров характерно близко оценивать каждый из этих факторов. Цель всегда состоит в том, чтобы принимать лучшие решения для развития фирмы.

Некоторыми общими факторами являются политические, экономические, социальные и технологические (известные как PEST-анализ).

Компании также изучают экологические, правовые, этические и демографические факторы.Политическая среда может влиять на деловые организации разными способами. Это может добавить фактор риска и привести к серьезным убыткам. Вы должны понимать, что политические факторы могут изменить результаты.

Это также может повлиять на политику правительства на местном или федеральном уровне. Компании должны быть готовы иметь дело с результатами местной и международной политики.Изменения в государственной политике составляют политические факторы. Изменение может быть экономическим, юридическим или социальным.

Это также может быть смесью этих факторов.Увеличение или уменьшение налога может быть примером политического элемента.

Правительство может повысить налоги для некоторых компаний и снизить для других. Решение будет иметь прямое влияние на ваш бизнес. Таким образом, вы всегда должны быть в курсе всех политических факторов.

Государственные вмешательства, такие как изменение процентной ставки, могут повлиять на структуру спроса компании.Определенные факторы создают взаимосвязи во многих отношениях.

Вот некоторые примеры:1. Политические решения влияют на экономическую среду.2. Политические решения влияют на социально-культурную среду страны.3.

Политики могут влиять на скорость появления новых технологий.4. Политики могут влиять на принятие новых технологий.Политическая среда, возможно, является одним из наименее предсказуемых элементов в деловой среде. Создается циклическая

Как взаимодействуют бизнес и государство

» » Вряд ли вызовет сомнения тот факт, что бизнес и государство не могут функционировать независимо друг от друга.

Именно по этой причине правительственная политика любой страны всегда направлена на построение механизма взаимодействия с бизнесом.

Бесспорным является и то, что деятельность обеих сторон имеет целью обеспечение полноценной жизни общества, которое одновременно является и результатом их совместных усилий, и целью сотрудничества.

Содержание статьи Примечательным является то, что оба эти явления – государство и бизнес – созданы самим обществом, перед которым они, собственно, и несут ответственность за свои действия.

И если государство действует исключительно в общественных интересах, то предпринимательство подотчетно и тому, и другому.

В то же время в основе бизнеса лежит интерес частный, который может как совпадать, так и не совпадать с общенациональным.

Первое, что объединяет две структуры: это то, что они обе заинтересованы в платежеспособном населении.

Более того, государству выгодно, чтобы социальная атмосфера внутри него была благополучная, ибо управлять таким обществом гораздо проще, чем тем, в котором постоянно происходят конфликты на почве экономических и социальных проблем.

Если рассматривать экономику, то бизнес в ней играет ведущую роль, поскольку ему принадлежат трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

В свою очередь, правильно организованный и ориентированный на общественные нужды бизнес является основой благополучия в любом государстве. От него зависит и создание рабочих мест, и наполнение бюджета, и уровень дохода населения.

Рекомендуем прочесть:  Как получить выплаты за омс

Таким образом, можно сказать, что взаимодействие бизнеса и власти в своей основе предполагает их взаимную заинтересованность друг в друге.

Создание крепкого и надежного тандема может гарантировать: целостное экономическое пространство; благоприятный климат для ведения дел; формирование среднего класса населения; повышение авторитета страны в рамках международного сотрудничества.

Взаимоотношения государства и бизнеса в России на современном этапе развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

УДК 338.242.4 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ З.Г. Антонова Томский политехнический университет E-mail: Рассмотрены проблемы взаимоотношений государства и крупного бизнеса за этапе перехода к рынку.

Указанные проблемы связываются с несовершенством налоговой системы, правовой политики, финансового кризиса, общих проблем национальной экономики. Для дальнейшего реформирования национальной экономики предлагается ввести новую рамку отношений бизнеса и власти, которая выражается через механизм согласования экономических интересов крупного бизнеса и государства, через систему корпоративной социальной ответственности крупных компаний. Ключевые слова: Бизнес-компания, российская олигархия, дефолт, экспансия, бизнес-среда, национализация, корпоративная социальная ответственность.

Key words: Business-company, Russian oligarchy, default, expansion, business-medium, nationalization, corporate social responsibility При реформировании экономики России основными механизмами формирования рыночных отношений стали приватизация и разгосударствление.

Эта реформа дала нам новую среду хозяйствования и новые субъекты хозяйствования от предприятий мелкого и среднего бизнеса до рыночных гигантов — крупных хозяйствующих субъектов корпораций или крупных бизнес-групп, которые сыграли огромную роль в становлении современной политической системы России и экономики страны. Если проследить постсоветскую историю, то можно отметить то, что отношение государства к бизнес-группам в различные периоды времени и их роль в экономике страны видоизменялись. Причиной этому служило то, что менялись правила игры, вызванные изменением каких-либо законов либо неопределённостью внешней бизнес-среды, постоянно шла корректировка в расстановке политических сил из-за смены правительства.

Каждое это изменение накладывало свой отпечаток на деятельности крупных бизнес-компаний, которые сегодня составляют основу национальной экономики. На основании этого можно

Почему бизнес в России не развивается

Рассказывает Николай Кульбака, доцент института общественных наук РАНХиГС, кандидат экономических наук — РБК по данным Росстата Если посмотреть на развитые страны, там малый и средний бизнес занимает 60—70% всей экономики.

В России в 2017 году было 22%, через год — уже 20%. Дальше долю бизнеса не измеряли, поэтому говорить можно только приблизительно, но, думаю, сейчас это где-то 15%.

Такая маленькая доля малого и среднего бизнеса — это результат политики государства, препятствующей развитию.

Государство не заинтересовано, чтобы малый бизнес развивался: его сложно контролировать, а денег он приносит меньше, чем крупный бизнес.

Конечно, государству важно получить как можно больше налогов, но еще важнее контролировать бизнес, что лучше получается с крупным.

Также важно то, как государство вообще относится к бизнесу.

В России предпринимателей зачастую воспринимают как преступников и воров, даже президент Владимир Путин говорит, что предприниматели — это жулики: Люди, которые сегодня управляют страной, получили советское образование и воспитание.

А еще эти люди прошли 90-е, сами занимались тогда бизнесом и сравнивают сегодняшний бизнес с теми временами, потому что другого и не знают. Но с малым бизнесом связаны 10—15% населения России, а это электорат на выборах, с которым государству не нужны проблемы.

Поэтому приходится поддерживать картинку внешнего благополучия бизнеса. Если государство будет ужесточать меры, бизнес совсем уйдет в тень, а это никому не нужно.

Но и помогать бизнесу государство не хочет, потому что на это нужно тратить ресурсы.

Остается изображать видимость помощи. Помогать бизнесу государство не хочет, потому что на это нужно тратить ресурсы.

Остается изображать видимость помощи В ближайшие год-два это, возможно, изменится: сегодня нефть и газ перестают приносить деньги, Россия окажется в стагнации или будет вынуждена искать другие пути развития. А российскому бизнесу есть куда развиваться: люди сейчас намного экономически образованнее, чем были в 90-е.

Зачем государству предприниматели?

С экранов телевизоров, с рекламных билбордов, на семинарах, тренингах и форумах вещают, как это круто иметь собственное дело, творить, как государство поддерживает каникулами, спецрежимами и прочими плюшками.Социальные сети пестрят фотографиями 30-летних молодых людей на фоне крутых авто и небоскрёбов.

Под фото они рассказывают о том, что ещё вчера тёрли стекла на авто на Калужской площади, а вот сегодня .Сколько же фальши в этом .А когда заходишь в эту дверь, то получаешь как в поговорке — вход рубль, выход два. А бывает и пять, и четыре грузовика кирпича .Считается, что тот, кто занимается бизнесом, тот богат.Но это не так. Богат тот, кто даёт бизнесу работать.

Через откаты, взятки, домашние задания и тендеры.Это чиновники и представители «решающих» ведомств, которые бизнес воспринимают как дойную корову, которую доят, а потом режут.Все эти люди со странными причёсками, с боевым раскрасом, выглядящие как лица среднего пола, с толстыми щеками, с большими животами, в дорогих часах, в очках с золотой оправой не ведут бизнес. Они не делают его. Они лишь позволяют кому-то его делать, держа исполнителей на крючке.Думаете, завидую?

Ни капли. Я не хочу на их место. С одной стороны, они не ноют, не бастуют, ничего не требуют.

Им некогда. Они заняты с утра и до вечера. Кто-то подсел на инфо-цыган, которые рассказывают о том, как легко взять кредит на 100 тыс или найти инвестора на открытие по стрижке волосиков в носу, всего-то пролистав телефонную книжку. Благо, люди с небольшими деньгами мало ещё пока грамотны в вопросах финансов, поэтому пустить пыль в глаза, в потом сказать что «не смогла» этому тоже учат инфо-бизнесмены с фарфоровыми зубами.

С другой стороны, с бизнесменами как с автомобилистами — ими можно управлять через любые законы, увеличения, отмену, но они все равно, вкусив однажды этот сладкий запах свободы, будут делать бизнес и кататься на своих Тойотах.Увы, на форумах не расскажут о том, как пережить дефолт,

Бизнес и государство: Актуальные проблемы взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

МНЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ УДК 334.012.23 ключевые слова: бизнес, государство, институт, взаимодействие, партнерство, безопасность Г.

А. Агарков, В. В. Зыков БИЗНЕС И ГОСУДАРСТВО: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ1 Рассмотрены современные концепции оценки взаимодействия государства и бизнеса.

Сделан вывод о перспективности развития инфраструктурного подхода.

Выявлены основные угрозы развитию рыночной инфраструктуры российской экономики. Предложены направления нейтрализации этих угроз. Траектория развития национальной экономики, ее конкурентные преимущества и недостатки в значительной степени связаны с наличием и использованием (или отсутствием и неиспользованием) нескольких видов ресурсов, к числу которых следует отнести институциональный ресурс.

Переориентация общественного экономического мышления в отношении институтов является важным моментом в становлении инновационной экономики России.

Введение институтов в анализ основных направлений реализации стратегии модернизации и формирования инновационной модели экономики позволяет рассматривать их в единой системе общественных преобразований. При этом развитие институтов предопределяет характер изменения экономической системы на базе инноваций и создает необходимые условия для реализации ее потенциала.

Мировой опыт свидетельствует, что основными институтами рыночной экономики являются государство и бизнес, а характер их взаимодействия определяет направление ее 1 Исследование выполнялось в рамках государственного контракта от 18 августа 2009 г. №П903 по конкурсу

«Проведение поисковых научно-исследовательских работ по направлению «Экономические науки»

в рамках мероприятия 1.2.1 Программы» (НК-71П) по проблеме исследовательских работ: «Выявление объема и структуры теневой экономики и формирование мер по противодействию угрозам устойчивого развития со стороны теневой экономики».