Главная / Статьи / Иск о снятии с кадастрового учета ранее учтенного дома

Иск о снятии с кадастрового учета ранее учтенного дома

Как снять объект недвижимости с кадастрового учета


В случае полного уничтожения, разрушения или гибели объекта недвижимости, в результате которых он полностью утрачивает свое функциональное назначение; уничтожения или разрушения части здания, в результате которого утрачивается существование отдельного помещения; вынесение судебного решения, которое отменяет факт постановки объекта на учет;в результате раздела объекта недвижимости на новые самостоятельные единицы учета – возникает необходимость снять объект недвижимости с кадастрового учета и прекратить право собственности на него. В противном случае данные об этом объекте недвижимости сохранятся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН), а значит – будут переданы специалистами Росреестра в налоговую инспекцию. Чтобы не платить налог за несуществующий объект недвижимости, собственникам нужно снять объект с кадастрового учета и прекратить право собственности на него.

За предыдущий год на территории республики сняты с кадастрового учета и прекращены записи о правах в отношении 52 объектов недвижимости.

Для снятия объекта с кадастрового учета понадобятся следующие документы: -заявление о снятии с учета объекта недвижимости. Такое заявление вправе представить собственник здания или собственник земельного участка, на котором был расположен дом, либо его представитель на основании нотариально удостоверенной доверенности.
Такое заявление вправе представить собственник здания или собственник земельного участка, на котором был расположен дом, либо его представитель на основании нотариально удостоверенной доверенности.

В случае, если права на объект недвижимости, подлежащий снятию с кадастрового учета зарегистрированы в ЕГРН, заявление подается одновременно на снятие с кадастрового учета и государственную регистрацию прекращения права собственности на объект недвижимости; -акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости. Акт составляется кадастровым инженером по результатам осмотра места. В случае прекращения существования помещения – кадастровый инженер подтверждает, что уничтожена часть здания, в котором было расположено помещение, или же все здание целиком; -правоустанавливающие документы на объект недвижимости, подлежащий снятию с кадастрового учета.

Как снять с учета земельный участок

Многие думают, что снять участок с кадастрового учета может собственник, просто подав в регистрирующий орган соответствующее заявление.

Между тем это не так. Существует исчерпывающий перечень ситуаций, прямо предусмотренных законом, когда участок с учета снять можно. Исходя из положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) снятию с кадастрового учета подлежат: — земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); — земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); — ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); — земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Исходя из положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) снятию с кадастрового учета подлежат: — земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); — земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); — ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); — земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).

Если сведения о земельном участке, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Также, в силу п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом о регистрации.

Таким образом, Закон о регистрации указывает на невозможность

Снятие с кадастрового учета в связи с прекращением существования объекта недвижимости

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Суд, отказывая в удовлетворении требования администрации муниципального образования к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту РФ о признании незаконным решения об отказе в снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, об обязании снять с кадастрового учета объект недвижимости, пояснил, что по смыслу пункта 3 статьи 41 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» снятие объекта с кадастрового учета в связи с прекращением существования объекта недвижимости представляет собой строго регламентированную законодательством процедуру, для проведения которой необходимо обращение надлежащего лица, представление, в том числе, акта обследования, подтверждающего прекращение его существования до момента снятия с кадастрового учета, и принятие регистрирующим органом соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Суд удовлетворил требования межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов РФ и неопределенного круга лиц к обществу о признании недействительным образования земельных участков, исключении записи государственного кадастрового учета об указанных земельных участках, признании отсутствующим права собственности ответчика на данные земельные участки.

Как указал суд, в соответствии с ч. 6, 8 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Как предусмотрено в п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ, запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ.

В рассматриваемом случае

Снятие с кадастрового учета земельного участка на основании решения суда

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:

«Исследовав материалы дела, принимая во внимание, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет после 01.03.2008, имеют статус «

учтенный», установленных в законе оснований для снятия спорных земельных участков с кадастрового учета в рассматриваемом случае не имеется, а в отсутствие таковых суд не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.» Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Суд указал, что по смыслу пункта 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» во взаимосвязи с позицией, изложенной в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342, снятие земельного участка с государственного кадастрового учета возможно также на основании вступившего в законную силу решения суда о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Ни орган кадастрового учета, ни суды не могут принимать решения о снятии земельных участков с кадастрового учета при отсутствии к тому оснований, установленных в законе.

Акты органов власти не могут создавать основания для снятия с кадастрового учета ранее поставленных на учет в соответствии с требованиями закона земельных участков.

Данную позицию выразила Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ в Определении

Снятие с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков

Федеральным законом № 218-ФЗ от 13.07.2015г. «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон), вступившим в силу с начала 2017 года, внесены значительные изменения в процедуры государственной регистрации прав на недвижимость и кадастрового учета. Одним из таких изменений является возможность снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, в отношении которых не была осуществлена процедура государственной регистрации права.

Одним из таких изменений является возможность снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, в отношении которых не была осуществлена процедура государственной регистрации права. В соответствии с ч. 4 ст. 69 Закона ранее учтенными земельными участками являются те, государственный учет которых был осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; а также объекты недвижимости, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на них зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены, и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122 -ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Процедура снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков регламентирована п.

181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), утвержденного приказом Минэкономразвития от 16.12.2015г.
№ 943. В зависимости от сведений, содержащихся в кадастре недвижимости о ранее учтенном земельном участке, в отношении которого не осуществлялась регистрация прав, предусмотрено осуществление следующих действий: – при наличии сведений в ЕГРН об исходном земельном участке и его правообладателе орган регистрации прав направляет последнему уведомление о необходимости предоставления документов для осуществления регистрации прав в отношении образованных земельных

Анализ судебной практики по вопросу снятия с государственного кадастрового учета объектов недвижимости

О показателях 2020 года по данному направлению работы рассказала главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Омской области Юлия Бобровник.

Недвижимое имущество, как и любое другое, подвержено уничтожению. Фактическое уничтожение объекта недвижимости, однако, не означает прекращения его существования в юридическом смысле. Для этого необходимо снятие данного объекта с кадастрового учёта. Однако в некоторых случаях в административном порядке снять с кадастрового учета уничтоженный объект (здание, сооружение) невозможно в силу требований Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).
Однако в некоторых случаях в административном порядке снять с кадастрового учета уничтоженный объект (здание, сооружение) невозможно в силу требований Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации). Обратимся к судебной практике по вопросам снятия с государственного кадастрового учета объектов недвижимости при участии Управления Росреестра по Омской области.

Одной из причин обращения в суд с требованием о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости является отсутствие зарегистрированного права на данный объект, учтенного в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), поскольку согласно пункту 2 части 2 статьи 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства. Следует отметить, что суды при рассмотрении требований об обжаловании отказов регистрирующего органа по причине обращения за государственным кадастровым учетом ненадлежащего лица признают правомерными решения регистрирующего органа (в частности, решение Арбитражного суда Омской области от 09.09.2017 по делу № А46-10872/2017).

В этой ситуации снять с государственного кадастрового учета уничтоженный объект в отсутствии зарегистрированного права собственности на него возможно только в судебном порядке. При этом, для удовлетворения судом требований о снятии с кадастрового учета объектов необходимо

Решение № 2-772/2017 2-772/2017~М-741/2017 М-741/2017 от 7 сентября 2017 г. по делу № 2-772/2017

В судебном заседании истец Дегтярева Д.М.

уточнила исковые требования и просила снять с кадастрового учета следующие объекты недвижимости: строение жилой дом с кадастровым номером № №; принадлежащее ей фактически снесенное жилое помещение № №, принадлежащее ответчице фактически снесенное жилое помещение № №. Дополнила, что у неё отсутствует возможность снять с кадастрового учета расположенное на принадлежащем ей земельном участке жилое помещение, поскольку оно является частью единого строения – жилого двухквартирного дома, второе жилое помещение которого (квартира) расположено на смежном земельном участке, принадлежащем на праве собственности ответчице. Вышеуказанным нарушается её право на пользование, владение и распоряжение принадлежащим ей на праве собственности земельным участком.Ответчик Медведева Е.А., опрошенная посредством видеоконференцсвязи с Ханты-Мансийским районным судом, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала, пояснила, что уже более двадцати лет не проживает в г.

Калачинске Омской области, в настоящее время проживает в г.

Ханты-Мансийск Тюменской области.Ответчик — Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, представитель ответчика — Морозова Е.А.

представила заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления. Третье лицо – администрация Калачинского муниципального района Омской области, в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте судебного заседания была уведомлена надлежащим образом, ввиду чего суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.Выслушав истца, ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями п. 1 ст. к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость)

Как снять с кадастрового учета снесённый дом

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области разъясняет, как снять с кадастрового учета переставший существовать объект недвижимости.

Нередко граждане или юридические лица владеют на праве собственности объектом недвижимости, например, зданием или сооружением, который полностью или частично разрушен, и его дальнейшая эксплуатация невозможна. Это может быть старый дом, ставший непригодным к проживанию, или уничтоженное пожаром строение.

Фактически объект прекратил свое существование. Однако следует знать, что поскольку запись об объекте недвижимости и о праве собственности на него содержится в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), то владелец этого объекта обязан уплачивать установленные законом налоги. Соответственно, чтобы этого не делать, такую недвижимость необходимо снять с государственного кадастрового учета и прекратить право собственности на нее.

В этой связи Управление Росреестра по Челябинской области рекомендует учесть некоторые важные моменты. Порядок сноса объекта капитального строительства (ОКС) регламентирован Градостроительным кодексом РФ.

Им установлено, что если собственник сам сносит жилой дом или иной ОКС, то за 7 дней до начала процедуры необходимо направить соответствующее уведомление в местную администрацию, а позднее проинформировать о завершении сноса. После этого следует обратиться к кадастровому инженеру, который выйдет на место для подготовки акта обследования. К акту прилагается ранее направленное в муниципалитет уведомление.

Если же дом сгорел, акт обязательно дополняется соответствующей справкой из МЧС о факте чрезвычайного происшествия.

Только после соблюдения всех указанных процедур можно подавать заявление о снятии с кадастрового учета и прекращении права собственности на разрушенное строение в многофункциональный центр (МФЦ) или через портал Росреестра (). Отметим, что с данным заявлением вправе обратиться не только собственник объекта (его законный представитель), но и представитель по доверенности.

Снятие с государственного кадастрового учета ранее учтенных объектов недвижимости

В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218-ФЗ), вступившим в законную силу 01.01.2017.

Согласно части 1 статьи 1 Закона №218-ФЗ, настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных Законом №218-ФЗ сведений, содержащихся в ЕГРН.

ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).

Государственным кадастровым учетом признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом №218-ФЗ сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ). В силу части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Законом порядке. Исходя из положений Закона № 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26)

Заявление о снятии с государственного кадастрового учета

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:

«Руководствуясь вышеприведенными правовыми положениями и разъяснениями, приведенными в Обзоре Президиума ВС РФ от 30.11.2016, установив, что спорный земельный участок не имеет статуса «

временный», не является преобразуемым, не подлежит изъятию для государственных или муниципальных нужд, в связи с чем не подпадает ни под одно из оснований, предусмотренных Законом N 218-ФЗ, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что основания для снятия его с государственного кадастрового учета по заявлению администрации отсутствуют.» Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Владельцу соседнего земельного участка отказано в признании незаконным отказа департамента городского имущества города обратиться в Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка и в понуждении департамента обратиться в Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, так как согласно сведениям ЕГРН и в силу ч.

6 ст. 72 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» спорный участок имеет статус «учтенный», площадь и границы указанного земельного участка установлены, а действующим Законом о государственной регистрации недвижимости и Правилами ведения ЕГРН, утв.

Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, снятие с государственного кадастрового учета в заявительном порядке земельных участков, имеющих статус «учтенный», не предусмотрено.

Кроме того, суд, принимая во внимание п.

33 ч. 1 ст. 26, ст. 27 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пришел к выводу, что удовлетворение требований заявителя не приведет к восстановлению его предположительно нарушенных прав.

Как снять с кадастрового учета земельный участок

Земельный участок вам нужно снять с кадастрового учета в случае, если из него (из них) образуются один или несколько новых участков.

Кроме того, если ранее на кадастровый учет была поставлена часть земельного участка, например, для ее передачи в аренду, ее нужно снять с учета, если аренда прекращается. Для снятия с кадастрового учета земельного участка или его части вам нужно подготовить заявление, комплект необходимых документов и подать их в Росреестр удобным для вас способом.

Проведение снятия с кадастрового учета земельного участка подтверждается выпиской из ЕГРН Снять с кадастрового учета нужно:

  • исходный земельный участок (участки),из которого образуется один или несколько новых участков.

В данном случае одновременно будет проводиться (Закона о госрегистрации недвижимости): — снятие с учета исходного земельного участка и прекращение на него прав; — постановка на кадастровый учет и регистрация прав на новые участки. С заявлением о постановке на кадастровый учет и госрегистрации прав на новые участки должен обратиться собственник исходного объекта недвижимости (названного Закона).

Поэтому считаем, что он же одновременно должен подать и заявление о снятии с кадастрового учета исходного земельного участка и прекращении на него прав;

  • часть земельного участка, которая ранее была поставлена на кадастровый учет, например, для ее передачи в аренду (, указанного Закона).

В зависимости от ситуации вам нужно подать одно из следующих заявлений: — только о госрегистрации прекращения ограничения (обременения) на часть земельного участка, если оно зарегистрировано. В этом случае заявление о снятии части участка с кадастрового учета подавать не нужно, это сделают автоматически (, Закона о госрегистрации недвижимости); — только о снятии части участка с кадастрового учета, если ограничение или обременение не зарегистрировано (названного Закона). Без вашего участия снимаются с учета, в частности (, , указанного Закона):

  • часть земельного участка, поставленная на кадастровый учет до 1 января 2013 г.

Снятие с кадастрового учета земельного участка со статусом учтенный

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:

«Исследовав материалы дела, принимая во внимание, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет после 01.03.2008, имеют статус «

учтенный», установленных в законе оснований для снятия спорных земельных участков с кадастрового учета в рассматриваемом случае не имеется, а в отсутствие таковых суд не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.» Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Владельцу соседнего земельного участка отказано в признании незаконным отказа департамента городского имущества города обратиться в Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка и в понуждении департамента обратиться в Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, так как согласно сведениям ЕГРН и в силу ч.

6 ст. 72 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» спорный участок имеет статус «учтенный», площадь и границы указанного земельного участка установлены, а действующим Законом о государственной регистрации недвижимости и Правилами ведения ЕГРН, утв.

Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, снятие с государственного кадастрового учета в заявительном порядке земельных участков, имеющих статус «учтенный», не предусмотрено.

Кроме того, суд, принимая во внимание п.