Главная / Статьи / Инструкция по действиям персонала в аварийных ситуациях на опо

Инструкция по действиям персонала в аварийных ситуациях на опо

Инструкция по действиям персонала в аварийных ситуациях на опо

Оглавление:

Инструкции по действиям персонала в аварийных ситуациях

Портал газовиков

1. Общие положения. 1.1. Настоящая инструкция разработана на основании требований статьи 9 Федерального Закона

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

от 21.07.97г.

№ 116-ФЗ и в соответствии с требованиями:

  1. Единой системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в открытом акционерном обществе «Газпром» (ЕСУОТ и ПБ) ВРД 39-1.14.-021-2001;
  2. Порядка уведомления и представления информации территориальным органам Госгортехнадзора об авариях, аварийных утечках и опасных условиях эксплуатации на объектах магистрального трубопроводного транспорта газов и опасных жидкостей (РД 08-204-98), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 02.04.98 N 23;
  3. Инструкции по организации и проведению противопожарных тренировок на компрессорных станциях МГП, утвержденной Заместителем Министра газовой промышленности 21.11.71г.;
  4. Положения о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 8 июня 1999 г. № 40;
  5. Инструкции по расследованию и учету нарушений в работе объектов энергетического хозяйства потребителей электрической и тепловой энергии Российского акционерного общества «Газпром», утвержденной Членом Правления РАО «Газпром» Будзуляком Б.В. 10.06.94г.
  6. Типовой инструкции по проведению противоаварийных тренировок электротехнического персонала предприятий Мингазпрома», утвержденной Главным инженером ПО «Союзоргэнергогаз» 11.12.85г.;
  7. Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов ВРД 39-1.10-006-2000;
  8. Инструкции по составлению планов ликвидации аварий, утвержденной Госгортехнадзором СССР 28.11.67г.;

1.2. Требования настоящей инструкции обязательны для всех филиалов 2.

Порядок ликвидации аварий. 2.1. Под аварийной ситуацией понимается событие, связанное:

  1. с разрушением сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемым взрывом и (или) выбросом опасных веществ;

Требования охраны труда в аварийных ситуациях на производстве

Обеспечение защиты от аварийных ситуаций, а также полная готовность к ним являются неотъемлемыми частями единой системы управления охраной труда на предприятии.

Руководствуясь этим, каждая организация должна определить мероприятия по профилактике аварий, обеспечить полную готовность и быстрое реагирование.

Данные мероприятия составляются в зависимости от рода и специфики деятельности предприятия.

Аварийной ситуацией называют произошедшую аварию, которая стремительно прогрессирует во времени, и состоит из цепочки опасных событий. Чтобы охарактеризовать размер и площадь аварии, применяют термин «аварийная зона». Требования безопасности в аварийных ситуациях Производство — сфера деятельности, в которой часты случаи аварий.

Основными видами аварий здесь являются:

  1. взрывы и пожары.
  2. выход из строя водонапорных механизмов, разрыв водопроводных труб, утечка воды;
  3. выход из строя газового оборудования, приведший к утечкам газа, взрывам;
  4. разрушения, излом оборудования, металлических конструкций, автоматов, автомобилей, машин, трубопроводов, котлов, обрывы цепей подъемных механизмов;
  5. падение лифтов, подъемников, фуникулеров;

К высокому риску происшествий приводит ряд факторов:

  1. Ухудшение мер безопасности.
  2. Падение дисциплины на производстве.
  3. Большая концентрация на одной территории объектов, признанных опасными.
  4. Прочие отклонения работников от установленных норм работы с механизмами.
  5. Несоблюдение мер безопасности при работе с оборудованием, особенно с опасными веществами, на высоте.

Важно!

Каждый из этих факторов потенциально увеличивает вероятность опасных случаев, вплоть до масштабных. Аварии особо крупных размеров именуются «техногенными катастрофами». Требования охраны труда: что это такое Законодательством РФ установлено, что любое предприятие должно непременно иметь план ликвидации аварий.
Требования охраны труда: что это такое Законодательством РФ установлено, что любое предприятие должно непременно иметь план ликвидации аварий. Этот документ очень важен — он позволяет предотвратить, обезопасить от возникновения чрезвычайных ситуаций, уменьшить масштабы урона, а соответственно, и последствия для самого предприятия.

Порядок действий при авариях на ОПО с грузоподъемными механизмами

Вопрос: У организации есть ОПО с двумя мостовыми кранами. Нужно ли нам разрабатывать План локализации и ликвидации аварий (ПЛА)? Если нет, в каком документе мы должны прописать порядок действий при авариях на ОПО IV класса опасности с подъемными сооружениями?

Ответ: План локализации и ликвидации аварий (ПЛА) для ОПО IV класса опасности — документ добровольный, и разрабатывается для взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов, объектов нефтяной, газовой, угольной промышленности и т.д.

К ОПО с подъемными сооружениями данный документ не применим. Однако каждый владелец ОПО I, II, III и IV классов опасности обязан (см. ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ): — планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации аварий на ОПО; — заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) договоры на обслуживание ОПО; — обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на ОПО.
№ 116-ФЗ): — планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации аварий на ОПО; — заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) договоры на обслуживание ОПО; — обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на ОПО.

В свою очередь работники ОПО обязаны (см.

ч. 2 ст. 9 ФЗ №116): — в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на ОПО. Таким образом, на ОПО IV класса опасности должен быть документ, в котором прописан порядок действий в аварийных ситуациях.

Согласно п. 256 ФНП

«Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения»

(утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 г.

№ 533) у владельца ОПО с подъемными сооружениями «должны быть разработаны и доведены под роспись до работников инструкции, определяющие их действия в аварийных ситуациях».

Инструкции должны содержать (см.

п. 257 ФНП по подъемным сооружениям): — перечень оперативных действий по предотвращению и локализации аварий; — способы и методы ликвидации аварий; — схемы эвакуации в случае взрыва, пожара, выброса токсичных веществ в помещении или на площадке подъемного сооружения (если авария не может быть локализована или ликвидирована); — порядок использования системы пожаротушения при возгорании подъемного сооружения на ОПО;

Основные действия персонала в предаварийных и аварийных ситуациях

Основные действия персонала в предаварийныхи аварийных ситуациях757. При возникновении аварийной ситуации действия руководителя эксплуатирующей объекты организации, ответственного руководителя работ по ликвидации и локализации последствий аварии, начальников производств, цехов, участков, смен, лабораторий, главного механика, энергетика, технолога и специализированных служб (формирований), начальника пожарной охраны организации в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности обслуживающего персонала и его эвакуацию, что учитывается при описании действий работников.758. При определении действий персонала при возникновении характерных признаков аварии (гул, вибрация строительных конструкций), в зависимости от действий по локализации и ликвидации последствий аварии, необходимо предусматривать порядок незамедлительного покидания производственного здания кратчайшим путем.759.

При обнаружении загорания комбикормового сырья, готовой продукции, отходов производства, зерна, производственной пыли в бункерах и силосах следует немедленно остановить и обесточить все оборудование. Обслуживающий персонал должен быть эвакуирован.760.

Персонал объектов должен уметь свободно ориентироваться в условиях отсутствия освещения по отношению к эвакуационным путям, выходам на лестничную клетку и противопожарную лестницу, а в зависимости от действий по локализации и ликвидации последствий аварии знать расположение средств пожаротушения, пожарных извещателей, телефонов, основных коммуникаций и мест расположения рубильников, задвижек, вентилей и других устройств, предусматриваемых мероприятиями по ликвидации и локализации последствий аварии.761.

Проверку знания действий персонала в предаварийных и аварийных ситуациях проводит квалификационная (экзаменационная) комиссия эксплуатирующей организации при допуске рабочих, руководящих работников и специалистов к самостоятельной работе, при периодической проверке знаний, а также во время учебных тревог.762. Запрещается проведение

Статья 10. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте

.

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:планировать и осуществлять по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;(в ред. Федерального от 04.03.2013 N 22-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в , установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;(абзац введен Федеральным от 04.03.2013 N 22-ФЗ)иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.2.
текст в предыдущей редакции)создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в , установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;(абзац введен Федеральным от 04.03.2013 N 22-ФЗ)иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.2.

Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных

Инструкции по действиям персонала в аварийных ситуациях

Приказ Ростехнадзора от 11.12.2020 N 520 Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУИ АТОМНОМУ НАДЗОРУПРИКАЗот 11 декабря 2020 г.

N 520ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛВ ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

«ИНСТРУКЦИЯПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ОПАСНЫХПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ, НА КОТОРЫХ ВЕДУТСЯ ГОРНЫЕ РАБОТЫ»

В соответствии с Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.

3348; 2020, N 27, ст. 4248), приказываю:1. Утвердить прилагаемые Федеральные в области промышленной безопасности «Инструкция по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы».2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.РуководительА.В.АЛЕШИН Утвержденыприказом Федеральной службыпо экологическому, технологическомуи атомному надзоруот 11 декабря 2020 г.

и действует до 1 января 2027 г.РуководительА.В.АЛЕШИН Утвержденыприказом Федеральной службыпо экологическому, технологическомуи атомному надзоруот 11 декабря 2020 г.

N 520ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛАВ ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

«ИНСТРУКЦИЯПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ОПАСНЫХПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ, НА КОТОРЫХ ВЕДУТСЯ ГОРНЫЕ РАБОТЫ»

I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности

«Инструкция по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы»

(далее — Инструкция) разработаны в соответствии с требованиями Федерального от 21 июля 1997 г.

N 116-ФЗ

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2021, N 31, ст. 4860), Федерального от 22 августа 1995 г.

N 151-ФЗ

«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст.

3503; 2013, N 27, ст. 3477), о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на

Порядок действий в случаях аварии или инцидента при эксплуатации оборудования под давлением

Порядок действий в случаях аварии или инцидентапри эксплуатации оборудования под давлением353. Котел должен быть немедленно остановлен и отключен действием защит или персоналом в случаях, предусмотренных инструкцией, и в частности в случаях:а) обнаружения неисправности предохранительного клапана;б) если давление в барабане котла поднялось выше разрешенного на 10% и продолжает расти;в) снижения уровня воды ниже низшего допустимого уровня;г) повышения уровня воды выше высшего допустимого уровня;д) прекращения действия всех питательных насосов;е) прекращения действия всех указателей уровня воды прямого действия;ж) если в основных элементах котла (барабане, коллекторе, камере, пароводоперепускных и водоспускных трубах, паровых и питательных трубопроводах, жаровой трубе, огневой коробке, кожухе топки, трубной решетке, внешнем сепараторе, арматуре) будут обнаружены трещины, выпучины, пропуски в их сварных швах, обрыв анкерного болта или связи;з) недопустимого повышения или понижения давления в тракте прямоточного котла до встроенных задвижек;и) погасания факелов в топке при камерном сжигании топлива;к) снижения расхода воды через водогрейный котел ниже минимально допустимого значения;л) снижения давления воды в тракте водогрейного котла ниже допустимого;м) повышения температуры воды на выходе из водогрейного котла до значения на 20 °C ниже температуры насыщения, соответствующей рабочему давлению воды в выходном коллекторе котла;н) неисправности автоматики безопасности или аварийной сигнализации, включая исчезновение напряжения на этих устройствах;о) возникновения в котельной пожара, угрожающего обслуживающему персоналу или котлу.354.

Сосуд должен быть немедленно остановлен в случаях, предусмотренных инструкцией по режиму работы и безопасному обслуживанию, в частности:а) если давление в сосуде поднялось выше разрешенного и не снижается, несмотря на меры, принятые персоналом;б) при выявлении неисправности предохранительного устройства от повышения давления;в) при обнаружении

V. Порядок действий производственного персонала по локализации и ликвидации последствий аварий

V. Порядок действий производственного персоналапо локализации и ликвидации последствий аварий27.

Руководство работами по локализации и ликвидации последствий аварий рекомендуется возлагать на ответственного руководителя работ по локализации и ликвидации последствий аварий (далее — ответственный руководитель), назначенного внутренним распорядительным документом в установленном в организации порядке.28. До прибытия ответственного руководителя спасение людей и руководство работами по локализации и ликвидации последствий аварии осуществляют ответственные должностные лица объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария.29. В случае наличия в эксплуатирующей объекты организации нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников руководство работами по локализации и ликвидации последствий аварии до прибытия профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) осуществляется начальником нештатного аварийно-спасательного формирования с учетом выполнения задач, поставленных ответственным руководителем, либо до его прибытия — ответственными должностными лицами объекта (цеха, участка, площадки).30.

Лицам, участвующим в соответствии с Планом мероприятий в локализации и ликвидации последствий аварии, следует сообщать о своем прибытии ответственному руководителю (в случае его отсутствия — соответствующим должностным лицам) и по его (их) указанию, после ознакомления с обстановкой на аварийном объекте, приступать к выполнению своих обязанностей.31. Ответственный руководитель:ознакомившись с обстановкой немедленно приступает к выполнению мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий, и принимает меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации;выявляет количество застигнутых аварией людей, их местонахождение, принимает оперативные меры по спасению людей;проверяет осуществление вызова профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), скорой медицинской помощи, а также оповещение должностных лиц государственных органов и организаций,

Действия в аварийных ситуациях работников ОПО,

Эксплуатирующих ПС 256.

На каждом ОПО, эксплуатирующем ПС, должны быть разработаны и доведены под роспись до каждого работника инструкции, определяющие действия работников в аварийных ситуациях. 257. В инструкциях, разрабатываемых согласно требованиям пункта 256 настоящих ФНП, наряду с требованиями, определяемыми спецификой ОПО, должны быть указаны следующие сведения для работников, занятых эксплуатацией ПС: а) оперативные действия по предотвращению и локализации аварий; б) способы и методы ликвидации аварий; в) схемы эвакуации в случае возникновения взрыва, пожара, выброса токсичных веществ в помещении или на площадке, обслуживаемой ПС, если аварийная ситуация не может быть локализована или ликвидирована; г) порядок использования системы пожаротушения в случае локальных возгораний оборудования ОПО; д) порядок приведения ПС в безопасное положение в нерабочем состоянии, схема и порядок эвакуации крановщика (оператора), покидающего кабину управления ПС; е) места, отведенные в ОПО, для нахождения ПС в нерабочем состоянии; ж) места отключения вводов электропитания ПС; з) места расположения медицинских аптечек первой помощи; и) методы оказания первой помощи работникам, попавшим под электрическое напряжение, получившим ожоги, отравившимся продуктами горения; к) порядок оповещения работников ОПО о возникновении аварий и инцидентов.

Ответственность за наличие указанных инструкций лежит на руководстве ОПО, эксплуатирующем ПС, а их исполнение в аварийных ситуациях — на каждом работнике ОПО.

Утилизация (ликвидация) ПС 258.

Утилизация (ликвидация) ПС должна выполняться с учетом требований, изложенных в соответствующем разделе Технического регламента ТР ТС 010/2011, а также требований, изложенных в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС. 259. ПС, подлежащие утилизации (ликвидации), должны быть демонтированы и сняты с учета. VII. Оценка соответствия ПС, применяемых на ОПО, и экспертиза их промышленной безопасности Общие положения 260.

Обязательные требования к ПС, применяемым

VII.

Действия ответственного руководителя, работников опасного производственного объекта по локализации и ликвидации аварий и их последствий

VII. ДЕЙСТВИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, РАБОТНИКОВОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА ПО ЛОКАЛИЗАЦИИИ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ7.1. Руководство работами по локализации и ликвидации аварий, спасению людей и снижению воздействия опасных факторов осуществляется Ответственным руководителем.7.2.

Для принятия эффективных мер по локализации и ликвидации аварии Ответственным руководителем создается командный пункт (оперативный штаб), функциями которого являются:сбор и регистрация информации о ходе развития аварии и принятых мерах по ее локализации и ликвидации;текущая оценка информации и принятие решений по оперативным действиям в зоне действия поражающих факторов аварии и за ее пределами;координация действий персонала ОПО и всех привлеченных подразделений и служб, участвующих в локализации и ликвидации аварии.7.3. Вышестоящий руководитель может заменить Ответственного руководителя или принять на себя руководство локализацией и ликвидацией аварии.7.4.

На командном пункте рекомендуется находиться только лицам, непосредственно участвующим в локализации и ликвидации аварии.7.5. На командном пункте Ответственным руководителем организуется ведение журнала ликвидации аварии, где фиксируются выданные задания и результаты их выполнения по времени.7.6.

Лица, вызванные для спасения людей и локализации и ликвидации аварии, сообщают о своем прибытии Ответственному руководителю и по его указанию приступают к исполнению своих обязанностей.7.7. Лица, участвующие в ликвидации аварий, информируют Ответственного руководителя о ходе выполнения его распоряжений.7.8.